Как управлять вилочным погрузчиком, если никогда этого не делал?

Вилочный погрузчик — незаменимая техника на складах и стройках. Если вы новичок в управлении, первое знакомство с погрузчиком будет сложным. Но для начала разберемся: нужно ли иметь права на такой вид техники?
Российское законодательство отвечает однозначно: права на вилочный погрузчик нужны. Официально этот документ называется «Удостоверение тракториста-машиниста (тракториста)». Допуск к работе сотрудника без него – возможная причиной производственного травматизма, а также материального ущерба, многократно превышающего стоимость вилочного погрузчика.
Вилочные погрузчики широко используют для работы на складах, в логистических центрах, производственных предприятиях и торговых сетях. Удостоверение подтверждает квалификацию оператора и позволяет ему перемещать, грузить и разгружать товары и материалы. Однако для погрузчиков, мощность двигателя которых не превышает 4 кВт, требования к наличию прав менее строгие. Такие машины классифицируют как маломощные. Они не подпадают под категорию самоходной техники, для которой необходимо удостоверение тракториста.
Освоив основные органы управления и соблюдая правила безопасности, вы сможете работать уверенно и эффективно.
Основы управления
Вилочный погрузчик управляется педалями, рычагами и переключателями. Коробка передач бывает двух типов: автоматическая (АКП) или механическая (МКП), от этого зависит техника управления.
Первое — АКП:
Рычаг переключения — слева на рулевой колонке. Чтобы поехать вперед, толкните рычаг от себя и нажмите газ, предварительно отпустив ручной тормоз и подав звуковой сигнал. Для движения назад рычаг тяните на себя.
Второе — МКП:
Нажмите сцепление, отпустите ручник, выберите направление рычагом (вперед — от себя, назад — на себя), поставьте первую передачу, медленно отпускайте сцепление, поддавая газу. Для переключения передач сцепление обязательно.
Педали и рычаги
Акселератор контролирует скорость;
Тормоз помогает замедлить или остановить погрузчик. При МКП сначала нажимайте сцепление, затем тормоз, чтобы избежать глохнущего двигателя;
Сцепление — только у МКП для переключения передач;
Рычаги отвечают за подъем/опускание вил и наклон мачты:
Подъем вил — рычаг тянется назад, опускание — вперед;
Наклон мачты — рычаг от себя — наклон вперед, к себе — назад. Наклон вперед заблокирован при выключенном двигателе.
Стояночный тормоз и безопасность
Включите стояночный тормоз рычагом слева от кабины: положение «на себя» — тормоз активен, «от себя» — отключен. Современные погрузчики имеют антискат — блокировку колес, если оператор покидает место.
Советы по безопасному управлению:
- Перед движением проверяйте, что вокруг нет людей.
- Всегда подавайте звуковой сигнал на перекрестках, в «слепых» зонах, при выезде из зданий и наборе скорости, особенно задним ходом.
- Держите вилы поднятыми на 30–40 см и наклоните мачту назад при движении с грузом.
- Не перевозите людей на погрузчике.
- Контролируйте техническое состояние техники — давление в шинах, уровень топлива или заряд аккумулятора, работу тормозов.
- И пристегните ремни!
Итоги
Управление вилочным погрузчиком несложно, если ознакомиться с основными элементами управления и соблюдать технику безопасности. Практические навыки приходят с опытом и внимательностью.
Нужен вилочный погрузчик для бизнеса – выбирайте надежную технику в каталоге HV Market. Профессиональная техника и консультации помогут вам работать уверенно, эффективно и безопасно.